Методические подходы к оценке уровня социальной ответственности как элемента управления социальными инвестициями Балдина Юлия Амировна ст. Выявление, анализ и разрешение проблем становления и развития теории и практики управления организациями как социальными и экономическими системами является приоритетными задачами современной науки. Управление предприятиями на основе концепции социально ответственного поведения бизнеса обуславливает и необходимость оценки их социальных расходов. В статье представлены некоторые подходы по данному вопросу отечественных ученых, выделены особенности методик оценки уровня социальной ответственности бизнеса. , . . В последнее время появляется все большее количество работ отечественных ученых, посвященных разработке методики оценки социально ответственного поведения бизнеса. Это направление исследования является наиболее дискуссионным в экономической среде.

Неэргодическая экономика

Это отражается с помощью индекса социальных инвестиций. Рост обусловлен, в основном, ростом объемов промышленности и развитием бизнеса. Так как исследование проводилось по выборке из шестидесяти крупнейших компаний, где большую часть инвестиций обеспечили сырьевые компании, то сокращение в том числе объясняется снижением цен на сырьевые товары. Проанализируем теперь второй показатель — удельный вес социальных инвестиций к валовым продажам.

Исследование использования индексов социальной ответственности в условиях российской действительности было осуществлено в г.

Оценка уровня социальной ответственности бизнеса и его вклада в развитие региона Прежде чем пытаться оценить вклад бизнеса, функционирующего на территории конкретного субъекта РФ или же муниципального образования, в результаты его социального и экономического развития, необходимо каким-то образом оценить уровень социально ответственного поведения конкретных бизнес-структур. Знание такого уровня позволяет осуществлять сравнение деятельности компаний по этому параметру и конкретизировать их роль, их значимость для улучшения условий жизнедеятельности населения конкретного административно-территориального образования.

Существует несколько подходов к оценке корпоративной социальной ответственности конкретных бизнес-компаний. Одни их них основываются на сопоставлении достигнутых результатов со стандартами, характеризующими социальную ответственность. Другие дополняют оценки, полученные с помощью стандартов, характеристиками, которые не всегда можно измерить количественно, но которые также характеризуют результативность социальной ответственности, показывая ее влияние на все стороны жизни общества, бизнеса и государства.

Однако наиболее доступным и часто используемым способом оценки социально ответственного поведения бизнес-структур являются опросы заинтересованных сторон и информация об их деятельности в СМИ. В предыдущих разделах работы мы уже отмечали важность такой оценки деятельности предпринимательских структур их окружением. Приведем еще один пример в привязке к крупной бизнес-компании, которая в течение ряда лет успешно функционирует на территории Кемеровской области.

Так, согласно исследованию, проведенному в г. Высокий имидж социально ответственного поведения компании сознательно поддерживается ее руководством на основе регулярно проводимых социологических опросов среди представителей заинтересованных сторон, а также информированием местного сообщества о деятельности компании в данном направлении через СМИ. Вышеотмеченный подход позволяет сформировать определенное мнение о социально ответственном поведении конкретной бизнес-структуры, однако оценить степень этой ответственности, ее вклад в социальное развитие местного сообщества не дает возможности.

конкурс корпоративных проектов и форум

Работа выполнена на кафедре страхования в Хабаровской государственной академии экономики и права Научный руководитель доктор физико-математических наук, профессор Бадюков Владимир Федорович Официальные оппоненты: Учёный секретарь диссертационного совета Ворожбит О. В процессе формирования методологической базы исследования были использованы работы российских и зарубежных авторов, внесших значительный вклад в обоснование природы и содержания социальных инвестиций как формы реализации социальной ответственности бизнеса Концепция социальной ответственности бизнеса рассматривается в работах Б Арчика, Д Белла, К.

Клейнера, Е Лейтона, Д. Минза, Л Мизеса, С Сети, М Фридмана, Ф Шамхалова и др При обосновании процесса социального инвестирования, выявлении форм его осуществления, анализе типовых и видовых характеристик социальных инвестиций использовались работы Е В.

5 Таблица 1 Значения количественного индекса социальных инвестиций в и гг.* Разновидность индекса г. г. Величина социальных .

Это проявляется, прежде всего, в дополнительных затратах, которые крупные компании добровольно осуществляют на социальные мероприятия. Как же обстоит дело с социальными инвестициями в России? В настоящее время стало совершенно ясно, что построенный в стране за последние полтора десятилетия капитализм совершенно не соответствует общественным ожиданиям и социально-экономическим стандартам развитых стран мира.

В этой связи все большее внимание привлекает проблема корпоративной социальной ответственности. Совершенно ясно, что если отечественный бизнес будет и дальше отвергать те стандарты деловой практики, которые наработаны международным сообществом, то надежды на построение сбалансированной экономики будут по-прежнему утопичными. Какова же картина в этой области и чего можно ожидать в будущем?

Ответу на данный вопрос и посвящена настоящая статья. Социальные инвестиции как форма реализации корпоративной социальной ответственности. Исходным пунктом нашего анализа является понятие корпоративной социальной ответственности, под которой понимается добровольный вклад бизнеса в развитие общества, включая социальную, экономическую и экологическую сферы [1]. На практике этот вклад, как правило, принимает форму социальных инвестиций. В расширительной трактовке под социальными инвестициями понимаются все затраты компании на социальные программы, включая затраты на развитие персонала профессиональная подготовка и переподготовка, охрана труда и здоровья и прочее , улучшение экологии, развитие местных сообществ и обеспечение добросовестной деловой практики.

Методика измерения индекса социальных инвестиций (Ассоциация менеджеров России)

Брянск, РФ . . Понятие социальных инвестиций можно рассмотреть в трех аспектах: Социальные инвестиции определяются инвестиционным климатом в регионе наличие регионального инвестиционного законодательства, инвестиционный потенциал, уровень инвестиционного риска , параметрами, осуществляемой и намечаемой макроэкономической и микроэкономической политики долгосрочные государственные программы модернизации экономики, патентная политика, система сертификации изделий, предоставление налоговых льгот и субсидий, система госзаказов и др.

индекс удовлетворенности покупателей; ключевые (стратегические) клиенты; социальные инвестиции; сумма упланость бизнеса ченных налогов и.

Основные методики определения уровня корпоративной социальной ответственности Существующие методики определения уровня корпоративной социальной ответственности, используемые в России можно условно разделить на 2 группы: Первая группа основывается на использовании количественных и качественных показателей деятельности компании. Наиболее простым методом, использование которого показывает скорее благотворительность компании, чем корпоративную социальную ответственность, является подсчет итоговой суммы средств за год, направленной на социальные цели.

Уровень ответственности бизнеса тем больше, чем больше размер выделенных средств. Данная методика активно применялась с целью уменьшения налоговой базы в х годах века — начале века. На современном этапе эта методика применяется редко. Второй методикой в рассматриваемой группе является оценка индекса социальных инвестиций, предложенной в исследовании Ассоциацией менеджеров России. Она заключается в расчете количественного и качественного индексов социальных инвестиций.

Методика оценки количественного индекса социальных инвестиций. Специфика информационного обеспечения процесса мониторинга корпоративной социальной ответственности в России предполагает частичную корректировку существующей стандартной методики, получившей международное распространение. В исследовании индекса социальных инвестиций используются 3 разновидности количественного индекса социальных инвестиций: Индекс удельных социальных инвестиций , представляющий собой величину социальных инвестиций рассмотренных нами российских компаний, приходящуюся на 1 работника единица измерения — рубли.

Формула данного индекса имеет следующий вид:

РМК рассказала об эффективности социальных инвестиций на форуме в Сочи

РМК продемонстрировала эффективность социальных инвестиций17 февраля в Русская медная компания в рамках Российского инвестиционного форума" очи" представила опыт повышения привлекательности малых городов для жизни за счет вовлечения местных сообществ в сотрудничество с бизнесом и муниципальной властью. Социальная политика РМК на всех территориях присутствия подразумевает реализацию проектов"по запросу" населения и сообществ.

Индекс «Вектор устойчивого развития» отражает динамику показателей социально- индексов, как, например, индекс социальных инвестиций.

Эффективность взаимодействия с каждой группой заинтересованных лиц. Сущность социального инвестирования и показатели экономической деятельности. Проанализировать письменно общий уровень влияния заинтересованных сторон на компанию. Выделить уровень взаимной ответственности компании перед заинтересованными сторонами и заинтересованных сторон перед компанией. При анализе руководствоваться следующим планом: Определение заинтересованных сторон; 2. Определение ключевых заинтересованных сторон; 3.

Влияние компании на заинтересованные стороны и обратное влияние стейкхолдеров на компанию; 4. Характеристика уровня взаимной ответственности компании перед заинтересованными сторонами и заинтересованных сторон перед компанией; 5. Характеристика уровня социальной ответственности и стимулов повышения корпоративной социальной ответственности; Задание 2. Рассмотреть методики определения уровня корпоративной социальной ответственности, используемые в России.

Привести письменно конкретные примеры применения основных методик определения уровня корпоративной социальной ответственности не менее 2х.

Методику оценки качественного индекса социальных инвестиций

За последние годы теме социальной ответственности бизнеса в России уделяется возрастающее внимание со стороны бизнеса, власти и общества. В результате усиления конкуренции, глобализации финансовых, трудовых, товарных потоков, усиления влияния крупных транснациональных компаний, перехода к инновационной экономике, обострения экологических и социальных проблем происходит переосмысление значения бизнеса в социальном окружении.

Вместо традиционного понимания бизнеса как деятельности, направленной на получении прибыли от производства, реализации товаров и услуг и распределения ее между участниками, приходит представление бизнеса как источника роста общественного благосостояния, который достигается путем производства и реализации товаров и услуг. Несмотря на смену понимания, российский бизнес до сих пор имеет неоднозначное восприятие у населения, государство не может в полной мере и эффективно финансировать социальные потребности, а масштабы российского бизнеса еще не достигли той величины, которая позволяет создавать общественные богатства в достаточном объеме.

В России отсутствуют отчетливые и понятные критерии оценки корпоративной социальной ответственности, представления о том, каковы этические принципы современного бизнеса и экономические выгоды социально ответственного поведения.

Индексы Корпоративной Устойчивости, Ответственности и Открытости ежегодно индексов, как, например, индекс социальных инвестиций. Индексы.

Принципиальной особенностью социального инвестирования по сравнению с классическими инвестиционными стратегиями является то, что при формировании инвестиционного портфеля учитывается не только финансовая составляющая бизнеса финансовые показатели компаний , но и социальные и экологические последствия осуществляемых инвестиций. В настоящий момент в мировой практике используется два принципиально отличающихся подхода к формированию портфелей социально-ответственных инвестиций.

Сейчас этот подход является самым популярным подходом в рамках социального инвестирования. Стоит отметить, что вне зависимости от используемого подхода к формированию портфеля социальных инвестиций пока рано говорить о какой-либо унификации социальных фильтров. Одной из наиболее успешных попыток решить данную проблему является разработка индексов социально ответственных инвестиций.

Так, в зарубежной специализированной литературе широкое распространение получил термин , , , иногда он также интерпретируется как , , .

Социально-преобразующие инвестиции

С учетом выделенных показателей можно сформировать следующие виды качественного индекса социальных инвестиций: Чем больше значение индекса, тем более целостной и комплексной является социальная политика компании. Разработка рейтинговой системы оценки деловой репутации компании предполагает определение набора показателей, позволяющих произвести ее адекватную оценку с позиций различных групп заинтересованных сторон. Деловая репутация современной компании строится на основе ее социально ответственного поведения.

Это указывает на необходимость использования показателей оценки эффективности управления данными областями деятельности в компании в комплексе.

В связи с этим различают частные и общие качественные индексы социальных инвестиций: Качественный индекс социальных инвестиций для «г».

Якимец"Социальные инвестиции российского бизнеса" В. Якимец"Социальные инвестиции российского бизнеса" Аннотация В настоящей книге автор обобщает опыт социального инвестирования со стороны крупного и среднего бизнеса страны. Вводится и поясняется ряд ключевых понятий и терминов, охватывающих тематику корпоративной социальной ответственности и социально ответственного инвестирования, обсуждаются проблемы измерения социальных инвестиций.

Монография содержит обширный обзорный, статистический и аналитический материал, подводящий итоги социально-экономической трансформации России за последние пятнадцать лет. Излагаются концептуальные вопросы социального инвестирования бизнеса, выделены и подробно описаны два направления: СО-инвестирование и социальное инвестирование. Предложено определение механизма социального инвестирования. Описаны типологии моделей социального инвестирования.

Подробно охарактеризованы классификационные признаки и построена оригинальная классификация механизмов социального инвестирования.

оценка социальных инвестиций